ymblanter (ymblanter) wrote,
ymblanter
ymblanter

Category:

Хаапсалу и Пюхалепу

3 августа 2018

Из парка Лахемаа мы поехали ночевать в Хаапсалу, что, в общем, не особенно близко, но вариантов у нас не было — на утро у нас был забронирован паром на Хийумаа. Собственно, главной мотивацией всего отпуска в Прибалтике было посмотреть острова Моонзундского архипелага. На Сааремаа я был в 1990 году, но ничего, кроме города Курессааре (тогда только-только обратно переименованного из Кингисеппа), не видел. На Хийумаа я не был никогда. Мы выбрали несколько рискованную стратегию, связанную с общим недостатком времени — на Хийумаа не ночевать вообще, приехать первым паромом с материка и в тот же день уехать последним на Сааремаа. Стратегия себя отчасти оправдала — большую часть того, что я хотел посмотреть, мы увидели, но, конечно, отведи мы на остров хотя бы полтора дня, было бы намного проще.

haapsalu10st

Берег из порта Рохукюлы.




Паромный терминах находится не в Хаапсалу, а в Рохукюле, на семь километров южнее, и паром у нас был в пол-седьмого утра, так что город мы не видели. Опять же, в Хаапсалу я был в 1990 году, когда мы возили в Эстонию школьников. Доступ к информации тогда был ограничен, осмотр города с группой двадцати школьников — не совсем то же самое, что самостоятельный осмотр, и сейчас, наверное, мы бы увидели больше, но всё это остаётся на другой раз. Важная деталь той поездки состоит в том, что в Хаапсалу мы приехали на поезде — из Таллина в Хаапсалу несколько раз в день ходил прямой дизель. Как известно, одно из первых действий, которые прибалтийские государства проделали после получения независимости — они угробили практически все имевшиеся у них железнодорожные линии, а на оставшихся сократили движение до пары поездов в сутки. В числе прочих была закрыта и линия на Хаапсалу. Дорога на Рохукюлу как раз идёт мимо бывшего здания вокзала, и там на рельсах стоит какай-то подвижной состав — кроме мемориальных паровозов, видимо, как раз с 1990-х. Выглядит это не так ужасно, как в Грузии вагоны с проросшими через них деревьями, но по сути это то же самое.

haapsalu02st

haapsalu01st

haapsalu03st

Вокзал Хаапсалу.


В Рохукюле ничего интересного нет (и, кажется, кроме паромного терминала, и вовсе ничего нет — отсюда отправляются две паромные линии, на Хийумаа и на Вормси).

haapsalu05st

haapsalu04st

Паромный терминал, Рохукюла.


Вот этот паром, кажется, наш.

haapsalu07st

Паром на Хийумаа.


Терминал довольно далеко вдаётся в море, поэтому с него и с отходящего парома хорошие виды на само побережье. Один я поставил в качестве заглавной фотографии, вот ещё два.

haapsalu06st

haapsalu09st

Берег из порта Рохукюлы.


На пароме прямо перед нами встал вот такой девайс. Это реплика первого эстонского броневика "Эстония". Броневик был изначально построен в 1918 году и воссоздан как раз в 2018, к столетию независимости. В июне он вовсю ездаил по Таллину, а в начале августа, видимо, решили свозить его на Хийумаа. Машина на ходу, двигается самостоятельно, может ли стрелять, не знаю.

haapsalu08st

Броневик "Эстония".


Паром идёт час пятнадцать минут, всё время в видимости какой-то земли, но где это берег материка, где Вормси, а где Хийумаа, понять не всегда просто.

hiiumaa01st

hiiumaa02st

Виды с парома.


Терминал в Хийумаа называется Хелтермаа.

hiiumaa03st

Хелтермаа.


Большая часть, точнее, самая интересная часть культурного наследия Хийумаа — маяки и церкви. На всём острове только один город, Кярдла, возникший вокруг текстильной мануфактуры и в советское время бывший посёлком городского типа, и ничего выдающегося там нет, так что мы туда даже не заезжали. А осмотр острова мы начали с деревни Пюхалепа, в которой стоит старейшая церковь Хийумаа. Её построили в 1255 году, ещё во времена Ливонского ордена. От этого времени и в такой глухой провинции было бы неразумно ждать архитектурных излишеств, и, действительно, церковь предельно лаконична, основной однонефный объём и башня.

hiiumaa05st

hiiumaa09st

Церковь в Пюхалепа.


В самой церкви молодой человек играл неизвестную мне музыку на неизвестном мне музыкальном инструменте. Неизвестно, зачем — это был не концерт, люди входили и выходили, а он стоял и играл. Играл хорошо. Пришлось разбираться. Оказалось, что инструмент называется маримба, а молодого человека зовут Танел-Эйко Новиков, ему в тот момент было 17 лет, и он в 2018 году представлял Эстонию на конкурсе Евровидения для молодых музыкантов (бывает и такой), где, впрочем, не вышел в финальную часть.

hiiumaa04st

Танел-Эйко Новиков.


Около церкви стоит мавзолей графини Эббы-Маргареты де ла Гарди, в замужестве Штенбок. Графиня умерла в 1775 году и была владелицей усадьбы Сууремыйса на острове Хийумаа, которая до того принадлежала её отцу, но для наследования потребовался указ Елисаветы Петровны. Мавзолей, фамильная усыпальница Штенбоков, видимо, того же времени.

hiiumaa08st

Фамильная усыпальница Штенбоков.


А этот камень я сфотографировал, увидев знакомую фамилию. Густав фон Унгерн-Штернберг, больше ничего про этого человека не знаю. Действительно, в первой половине 19 века Сууремыйса плавно перешла от Штенбоков к фон Унгерн-Штернбергам, и среди владельцев даже был один, у кого третье из шести имён было Густав, но он ли это, не имею ни малейшего представления. Сама усадьба, кстати, вполне сохранилась, но мы туда за недостатком времени не поехали.

hiiumaa07st

Могила Густава фон Унгерн-Штернберг.


Наконец, второе примечательное здание в деревне — развалины мельницы. Мельница была тут построена в 1840-е годы, национализирована в 1940, и после войеы использовалась как пилорама, пока не обрушилась в 1976 году.

hiiumaa10st

Развалины мельницы в Пюхалепа.


Следующие две части — про остров Хийумаа.

Tags: estonia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments