ymblanter (ymblanter) wrote,
ymblanter
ymblanter

Categories:
  • Music:

Сааремаа — 2

4 августа 2018

Тут мы съездим на запад острова, в Кихельконну и национальный парк Вилсанди, а потом вернёмся в Курессааре. посмотрим замок и узнаем, что там когда-то была железная дорога.

saaremaa153st

Замок Курессааре.




Примерно посередине между Каарма и Кихельконной мы остановились в Кярла. Там сохраниласт лютеранская церковь 1842—1843 годов — вроде бы особенно ничем не примечательная, но классицизм в этой глубинке явно тоже не мейнстримный стиль.

saaremaa128st

Церковь Кярла.


Кихельконна расположена на западе острова, и от церкви до моря около пятисот метров — хотя мы полкнились их пройти. Сама церковь святого Михаила, готическая и с высокой остроконечной башней, была построена около 1250 года (но как раз башня новая и относится к 1899 году). Внутри мы оказались минут за десять до службы (благо было воскресенье), и люди уже начали собираться, так что там фотографировать я не стал.

saaremaa129st

saaremaa131st

saaremaa132st

Церковь святого Михаила, Кихельконна.


А через дорогу от церкви стоит отдельная звонница 1638 года (перестроенная, правда, в 19 веке) — у церкви же тогда не было башни, и требовалась звонница. Это единственная сохранившаяся отдельно стоящая звонница в Эстонии.

saaremaa130st

Звонница в Кихельконне.


Прямо от Кихельконны начинается единственный на Сааремаа национальный парк Вилсанди — и если бы мы дошли от церкви до моря, то оказались бы в парке. Мы, впрочем, предпочли доехать пару километров до информационного центра в усадьбе Лоона. В самой усадьбе, судя по всему, размещается гостиница, хотя парковаться надо именно около неё, а потом уже идти в информационный центр, расположенный в какой-то вспомогательной постройке. Там оказалась говорящая на хорошем английском и весьма разговорчивая дама примерно моего возраста, и с нескольких попыток я понял, что за час в парке ничего посмотреть нельзя, а если мы когда-нибудь ещё тут окажемся, надо будет на пароме ехать на остров Вилсанди и смотреть его. Паромы, впрочем, туда ходят три дня в неделю.

saaremaa134st

Усадьба Лоона.


saaremaa133st

Информационный центр национального парка Вилсанди.


От усадьбы до моря около километра, и мы туда не пошли, а вместо этого вернулись в Курессааре, где как раз с видом на море и запарковались, пообедали и пошли смотреть замок.

saaremaa135st

Порт Курессааре.


Как часто бывает, дата постройки замка неизвестна. Впервые он упоминается в 1381 году, когда Аренсбург принадлежал Эзель-Викскому епископу, с какого-то момента там и сидевшему (а до этого сидевшему в континентальной Эстонии). В 1559 году епископ Иоганн фон Мюнхгаузен, перешедший в протестантизм, продал свои земли, в том числе и Моонзундский архипелаг, Дании. Датчане, соответственно, замок перестроили, а в 1645 году по результатам датско-шведской войны (части Тридцатилетней войны) архипелаг перешёл Швеции. Шведы, соответственно, тоже перестроили замок. В начале 18 века уже они проиграли Северную войну, и Аренсбург вместе со всей Эстонией в 1721 году по Ништадтскому договору перешёл России. Замок России был особенно не нужен, а после присоединения Финляндии и Польши границы настолько отодвинулись от города, что в 1836 году гарнизон вывели из замка. В 20 веке замок ещё дважды реставрировали, а город тем временем переименовали сначала в Курессааре, потом в Кингисепп, а потом снова в Курессааре. Сейчас в замке расположен музей, при этом вход на территорию и на стены бесплатный, а за вход в музей надо платить — что мы делать не стали из-за недостатка времени. Впрочем, в музее я был в 1991 году вместе с Юрой Б., хоть совершенно ничего и не помню.

То, что вышло в результате столь многочисленных перестроек и реставраций, довольно неплохо. Крепость с четырьмя бастионами окружена рвом, а в середине стоит собственно замок — структура с двумя высокими башнями. Вот виды с другой стороны рва с северо-запада.

saaremaa136st

saaremaa137st

saaremaa138st

saaremaa139st

Замок Курессааре.


Аренсбург был довольно популярным курортом уже в 19 веке, поэтому на внешней стороне рва сохранилось довольно много относившихся к курорту, прямо или косвенно, деревянных зданий. Вот, например, курзал, 1889 год.

saaremaa140st

Курзал.


В замок ведут два моста в прямой видимости друг от друга, плюс с юго-запада от замка ров перекрывает дамба. Вот один из мостов.

saaremaa141st

Мост.


Курзал с другой стороны.

saaremaa142st

Курзал.


Между мостами вот такой дом 1880-х годов (Lossi 16).

saaremaa143st

Lossi 16.


Дальше мы ушли в крепость. Там довольно большое пространство, на котором, кроме замка, есть и всякие другие строения, и всё равно остайтся достаточно места. На западном бастионе стоит мельница. Это новодел, но считается, что она воссоздана по образцам 17 века — действительно, в замке на западном бастионе когда-то стояла мельница, но она сгорела в 1711 году, а ещё одна, построенная в 1787, сгорела в 1795 году, с тех пор в замке никакой мельницы не было, и даже гугл-панорамы её не показывают.

saaremaa144st

Мельница.


Вот замок с разных сторон.

saaremaa145st

saaremaa146st

saaremaa147st

saaremaa149st

Замок Курессааре.


В зданиях, которые видны на фотографии выше рядом с замком, находится такая арка.

saaremaa150st

Замок Курессааре.


Второй мост, ведущий в замок, со стороны города переходит в улицу Лосси, и на ней на другой стороне рва стоят два деревянных дома в стиле модерн, под номерами 16 и 27. Дом 16 мы уже видели, а дом 27 1890 года постройки, называется дом Экешпарре по имени, насколько я понимаю, первого владельца.

saaremaa148st

Lossi 16 (слева) и 27 (справа).


saaremaa151st

Вид с моста.


Прежде, чем идти в центр, мы ещё немного прогулялись вдоль северо-восточного и юго-восточного участков рва. Вид оттуда на восточный бастион замка я вынес в заглавие поста. А вот так выглядит то, что с другой стороны рва, вид на юг, восточный бастион от нас сейчас справа через ров.

saaremaa120st

Вид вдоль рва.


Зелёное здание на фотографии несколько неожиданно оказалось на местности железнодорожным вокзалом. Что несколько удивительно, учитывая, что ближайшая к Курессааре железнодорожная станция то ли в Хаапсалу, то ли в Вентспилсе, а ближайшая с пассажирским движением — в Пярну. Тем не менее, в Курессааре была железная дорога. Её начали строить немцы в 1917 году во время оккупации, сначала она была чисто военной, потом в 1918 году ей разрешили пользоваться гражданским лицам, а при отступлении дорогу передали городу. По сути это была замена трамвая — городская железная дорога без электрификации, за пределы города она не выходила, и ни один изх планов протянуть её через весь остров к парому на Муху никогда не был не то что реализован, а даже хоть сколько-нибудь серьёзно рассмотрен. Имеющуюся сеть сначала расширили, но в 1922 году, когда обнаружилось, что за поддержание железной дороги в нормальном состоянии никто не хочет платить, сильно урезали. Станция около замка сначала размещалась в курзале, но в 1924 году для неё построили новое здание — станцию Парк, которая и видна на фотографии выше. Дорога в основном связывала город и порт. В 1930-е годы уже было понятно, что она экономически невыгодна, и к 1940 году движение полностью превратилось. В советский период была предпринята неудачная попытка реанимации, но кончилась она тем, что в 1950-е годы все пути разобрали. В современной обстановке строительства железных дорог на Моонзундском архипелаге ожидать не приходится.

saaremaa154st

Станция Парк.


Центр города начинается не сразу у ворот замка, до него оттуда ещё несколько сот метров. Со временем, учитывая, что нам надо было успеть на паром, у нас было не очень хорошо, и мы вернулись к машине, доехали по ней до центра сколько можно, потом Аля осталась в машине, а мы с Иннокентием быстро пробежали посмотреть центральную улицу. Об этом в следующей серии.

Tags: estonia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments