ymblanter (ymblanter) wrote,
ymblanter

Уплисцихе

1 августа 2012

На следующий день у нас была запланирована поездка в Уплисцихе. Место это очень известное, один из самых (если не самый) хорошо сохранившихся пещерных городов в Грузии, раскрученный для туристов и включённый во все путеводители. Однако для начала нам требовалось решить задачу, как добраться туда общественным транспортом. Задача оказалась на удивление нетривиальной.

uplistsikhe13st

Большой Зал, вид из собственно зала во внешний мир.

Подавляющее большинство посетителей в Уплисцихе привозят автобусами, что нас, естественно, совершенно не устраивало. Большинство остальных приезжают на своей машине, что нас, возможно, и устроило бы, но такой возможности у нас не было. Оставалось два варианта — либо на электричке с центрального вокзала Тбилиси до станции Квахврели, от которой до пещерного города около получаса пешком, либо любым транспортом до Гори, а там ловить местный автобус, который, судя по всему, ходит раз в два часа (и ещё не совсем понятно, куда). От Гори там около десяти километров, так что пешком далеко, тем более по жаре. Ну и, естественно, всегда можно в Гори взять такси, а выбираться обратно как повезёт (либо оплатить ожидание), но мы всё-таки решили ехать на электричке. Проблема с ней состоит в том, что электричек всего три в день — первая около шести утра, вторая в 6:40, а третья сильно после обеда. Метро открывается в шесть, и мы решили всё-таки доехать до вокзала на метро.

Оставалось только понять, что означают слова о том, что метро открывается в шесть. Я, по московскому опыту, думал, что поезд идёт так, чтобы в шесть быть на последней станции, и тогда на Площади Свободы он был бы где-то в половину шестого. Смущало меня то, что в шесть открываются все станции тбилисского метро. Попытка накануне спросить на станции ничего не дала, и мы на всякий случай явились к половине шестого. Двери открыли ровно в шесть, мы спустились вниз по эскалатору, и сразу подошёл поезд в нужную сторону — возможно, их на ночь оставляют между станциями, ну, или из депо выпускают на нулевой рейс без остановок. В 6:15 у нас уже были билеты, и почти сразу подошла электричка. Она заполнилась немедленно, так что мы сесть успели, а люди за нами уже не очень, и некоторые так и стояли всю дорогу. До Каспи практически никто не выходил, а заходили на каждой платформе, и довольно много.

Железная дорога производит сильное впечатление. Станционные здания в большинстве своём разрушены, вокзалы я помню только в Мцхете и Каспи (могло быть, впрочем, ещё что-то на другой стороне). Они, собственно, и не очень нужны, в каждом вагоне электрички имеется автомат по продаже билетов. На каждой станции есть путевое развитие, на третьем пути (без товарного двора) стоит товарный состав. Между сцепками вагонов проросли деревья. Я подозреваю, что составы стоят там с момента перекрытия дороги в Абхазии — возможно, они направлялись в Россию, а потом оказались никому не нужны, при этом отправить через Азербайджан по какой-то причине оказалось невозможно. Но это мои догадки, я не знаю, что произошло там на самом деле. Видел я таких обросших деревьями товарных составов не один и не два.

Я понимал, что нам нужна небольшая станция, на которой, скорее всего, не будет табличек с названием, и ориентировался на Lonely Planet, которая обещала время в пути 1:45. Оказалось, 1:20. Угадали мы случайно — мы сидели с правой стороны, и в какой-то момент я просто увидел пещерный город на другом склоне долины Куры. Я спросил у соседей, оказалось, то, что нам надо. Из поезда вышли мы и компания из двух девушек и молодого человека — они не говорили по-русски, зато говорили по-английски, спросили у нас, знаем ли мы, куда идти, и потом оказались экскурсоводами музея. Мы купили воду и какие-то булочки в магазине около станции и пошли искать музей.

uplistsikhe01st

Станция Квахврели.

Алгоритм, собственно, был довольно простым. Станция находится в довольно большом селе Квахврели на правом берегу Куры. Надо было выйти на берег, найти мост (он один на десять километров вверх и вниз), перейти по мосту на левый берег, и по дороге дойти до музея. Ни один из этих элементов у нас проблем не вызвал. Уплисцихе прекрасно видно с противоположного берега.

uplistsikhe02st

Вид на Уплисцихе с правого берега.

uplistsikhe03st

Боковая улица в Квахврели.

uplistsikhe04st

Кура с моста.

В 8:45 мы были у входа в комплекс, и выяснили, что касса открывается в одиннадцать. В принципе, нам никто не мешал пройти мимо кассы и гулять по комплексу сколько угодно без всякого билета, но иы решили честно дождаться открытия, зашли на территорию, нашли лавочку в тени в оптической видимости от входа и стали ждать. Сначала мы позавтракали (в пол-шестого в Тбилиси у нас никакой возможности это сделать не было), потом я прогулялся по асфальтовой дорожке к берегу Куры (метров двести), а потом в 9:40 неожиданно открылась касса, мы купили билеты и пошли в пещерный город.

uplistsikhe05st

Холм на правом берегу Куры напротив Уплисцихе.

uplistsikhe06st

Гекконы.

Про Уплисцихе в русской Википедии есть довольно хорошая статья, которую когда-то написал Евгений Генкин. Пересказывать я её целиком не буду, ограничусь основными фактами. Уплисцихе — бывший город, возникший, вероятно, во втором тысячелетии до Р.Х., и достигший первого своего расцвета в эллинистический период, к началу второго века. Главной его специализацией было обслуживание религиозных надобностей населения — в Уплисцихе было большое количество языческих храмов, которые и составляли основу экономики города. Потом в 337 году Грузия приняла христианство, и храмы оказались не к месту, поэтому город пришёл в упадок. В восьмом веке большую часть Грузии захватили арабы, создав Тбилисский эмират, просуществовавший до 1122 года. Уплисцихе каким-то образом стал центром сопротивления арабам и фактически столицей Картли. Какое-то время отсюда правила династия Багратиони. Наконец, когда Давид Строитель выгнал арабов из Тбилиси и перенёс столицу туда, Уплисцихе снова потерял своё значение. Город был полностью разорён во время монгольского нашествия в 13 веке и с тех пор так и не смог восстановиться. В 19 веке его покинули последние жители, а уже после войны деревню, находящуюсю на левом берегу Куры рядом с городом, отселили, чтобы можно было свободно проводить раскопки.

Город выглядит примерно так. На левом берегу Куры имеется огромная гора из песчаника, подходящая прямо к реке, то есть перегораживающая всю долину (в этом месте горы на левом берегу отстоят от Куры на пару сот метров минимум). В ней и расположены пещеры, как христианского, так и дохристианского времени. Единственное целое здание стоит в верхней части горы (не совсем на вершине, но близко). Это церковь Уплисцули, построенная в 10-11 веках. Практически все пещеры подписаны, иногда даётся ещё какая-то информация. Троп много, указателей мало, но, так как всё происходит на горе, заблудиться практически невозможно. Кроме того, можно сфотографировать схему, стоящую внизу на входе, а потом на видоискателе (или экране телефона) её изучать уже наверху. Гора резко обрывается к реке, но по краю обрыва повешена верёвка, свалиться просто так невозможно. Никаких деревьев нет, ходите постоянно по солнцу.

uplistsikhe_mapst

Схема Уплисцихе.

Я снимал не всё подряд, а только то, что как мне казалось, может хоть как-то получиться на фотографии. Сначала мы поднялись со стороны реки. Там постоянно открываются какие-то виды.

uplistsikhe07st

Всё тот же холм на левом берегу, виден товарный поезд.

uplistsikhe08st

Ещё вид на Куру с остатками укрепления на переднем плане.

uplistsikhe09st

Зал царицы Тамары (на самом деле языческий храм, Тамара, по всей видимости, в Уплисцихе никогда не была).

Наверху начинается самое интересное Мы сначала посмотрели зал Маквлиани, самый большой из сохранившихся языческих храмов, а потом поднялись к сохранившейся церкви.

uplistsikhe10st

Зал Маквлиани, он же Ежевичный Зал.

uplistsikhe11st

Церковь Уплисцули, под ней — Длинный Зал.

За церковью сразу много пещер рядом, причём в некоторые мы даже не смогли зайти — стоит указатель куда-то наверх, а как туда попасть, непонятно. Заглавная фотография поста сделана как раз там, из Большого Зала наружу.

uplistsikhe12st

Как я понимаю, Большой Зал.

uplistsikhe14st

Если предыдущая Большой Зал, то и эта тоже.

uplistsikhe15st

Церковь Уплисцули. На переднем плане (стена и пространство слева) — трёхнефная базилика, церковь 6 века, которая разрушилась совершенно самостоятельно ещё до всяких монголов.

От храмов можно выйти к краю горы, там снова хорошие виды.

uplistsikhe16st

Остатки деревни на левом берегу Куры, переселённой в 1960-е годы.

Потом мы начали спускаться вниз, досматривая по дороге то, что не видели на подъёме.

uplistsikhe17st

Длинный Зал.

uplistsikhe18st

Зал Маквлиани.

В одиннадцать мы снова были внизу, и как раз застали начало отправления наверх организованных групп. Пока мы ходили по горе, за всё время мы встретили трёх человек. Музей внизу был закрыт (я не уверен, что у него вообще собрана экспозиция, весь комплекс производит впечатление совсем нового), и мы пошли в кафе, где выпили сока, кофе, и стали думать, что делать дальше.