?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Базилика Девы Марии Гваделупской
ymblanter

2 июня 2014

Одним из моих самых сильных впечатлений от Бразилии была очень высокая религиозность населения. В воскресенье церкви (а они там большие) забиваются полностью, и опоздавшие устраиваются снаружи около входа. В Европе я нигде и никогда ничего такого не видел, ни в Польше, ни в Грузии, ни в Португалии — вероятно, самых религиозных европейских странах. Я, правда, не был в Сантьяго-да-Компостела, где можно было бы такое ожидать, но, скажем, в Риме я ничего подобного я не видел. Поэтому в Мехико я, естественно, не мог пропустить базилику Девы Марии Гваделупской — крупнейший в мире католический паломнический центр.

guadalupe08st

Старое здание базилики.



Времени на осмотр базилики надо не так много, но находится она на севере Мехико, довольно далеко от центра, и ехать туда было неудобно, так что я откладывал до последнего для и уже прикидывал, сможем ли мы туда попасть по дороге в аэропорт — но время неожиданно образовалось в предпоследний день, когда мы засветло вернулись из Тулы, и с одной пересадкой доехали до станции метро, которая так и называется — Базилика.

Места паломничества не возникают просто так и неизвестно где. Это появилось в нужном месте и в нужное время. В 1520 году Кортес после осады взял Теночтитлан и начал освоение современного Мехико, а в 1531 году на холме Тепеяк было зафиксировано явление девы Марии некоему индейскому крестьянину по имени Хуан Диего. Дева Мария побеседовала с ним на его родном языке науатль и попросила построить на этом месте церковь в её честь. Хуан Диего явился к архиепископу Мехико и сообщил ему о видении, а архиепископ посоветовал ему вернуться на место видения и попросить доказательств. Доказательства были предоставлены и включали чудесное исцеление дяди Хуана Диего от какой-то болезни и появление цветов на месте видения не в сезон. После этого видение было признано чудом, и в том же 1531 году у подножия холма началось строительство базилики. Так называемую Старую Базилику строили с 1695 по 1709 год, основным архитектором был Педро де Арьета. Вокруг старой базилики стоит множество самых разнообразных зданий, под холмом и на холме, в том числе капеллы колониального времени и, собственно, новое бетонное здание базилики, в котором помещаются намного больше людей, чем в старом. Перед всем этим расположена огромная площадь, на которой и происходит всё самое интересное — процессии, передвижения исплоняющих обеты людей и прочие действия, полагающиеся центру паломничества.

Разобраться, что там где, не так просто. Вот старое здание базилики с площади (на заглавной фотографии оно же показано сбоку). За ним холм, и видно, что на нём стоят какие-то здания. Слева от неё новая базилика, а справа — все прочие исторические здания, которые мы для начала обошли по кругу (на холм уже не пускали, он закрывается относительно рано).

guadalupe01st

Старое здание базилики.


guadalupe02st

Церковь капуцинок.


Здание, соединяющее старую базилику (слева) и церковь капуцинок (справа), внутри у входа магазин всяких религиозных предметов, дальше, кажется, капелла — так как капелл в комплексе двузначное, если не трёхзначное количество, то отследить все довольно сложно.

guadalupe03st

Здание между старой базиликой и церковью капуцинок.


Следующая против часовой стрелки капелла называется Паррокия де Индиос (Приход индейцев) и была построена между 1640 и 1650 годами. Строилась она для обслуживания индейского населения, и некоторое время в 17 веке тут хранился образ мадонны Гуадалупе.

guadalupe04st

guadalupe04sta

Паррокия де Индиос.


Самая, наверное, красивая из капелл у подножия холма —капелла Посито. Её строили с 1777 по 1791 год, архитектор Франсиско Герреро-и-Торрес. Это единственное руглое в плане здание 18 века в Мексике, с довольно сложной символикой, в большей части которой я не смог разобраться.

guadalupe05st

guadalupe06st

Капелла Посито.


Оттуда можно подняться на холм, где есть ещё капеллы и кладбище, но мы уже не успели, лестница закрыли прямо при нас. Вот вид снизу.

guadalupe09st

Капеллы на холме.


А вот, собственно, новая базилика. Она не безумно эстетична, но вполне функциональна.

guadalupe07st

Новая базилика.


Ну а на площади, как я уже говорил, происходят вещи, для нашего глаза довольно необычные. Вот, например, какая-то процессия с белыми флагами, в основном (но не только) дети. Они прямо с флагами пришли со стороны метро, остановились на площади, построились, а потом пошли в старую базилику.

guadalupe10st

Процессия.


Человека, который полз по площади к новой базилике (вероятно, исполняя какой-то обет), я не решился фотографировать. Процессия, кстати, там была не одна, ну и, в целом, активность даже вечером довольно высокая. Люди явно знают, зачем они туда пришли.

Найти, где выпить кофе, мы не смогли — между базиликой и метро только какая-то продажа религиозных атрибутов, и уехали к себе на Инсурхентес, где с этим попроще.

Tags:


  • 1
В одном безвестном углу Словакии (а точнее - в ничем не знаменитом городе Topolcany) я наблюдал воскресным утром, как на центральной площади люди выстроились вокруг церкви, поскольку не все влезли внутрь. Кафе-мороженое рядом работало при этом как ни в чём не бывало, но кроме меня клиентов в нём не было до самого окончания службы. Пожалуй, словаки в этом смысле круче поляков, и тем более трудно себе представить, как они с чехами уживались.

Странно, вроде по всем статистикам Словакия в этом отношении между Чехией и Польшей. Может, Вам какой местный библейский пояс попался?

Топольчаны вполне себе примечательны еврейским погромом 1945 года, причём одним из поводов этого погрома было появление еврейских учениц в школе, которую новые власти отобрали у монастыря. Судя по всему, там и правда религиозность выше среднестатистической.

Совершенно удивительно, что в 1945 году там откуда-то взялись еврейские школьницы.

Ну это всё-таки был сентябрь уже. Могли вернуться откуда-то, да и войну пережить, несмотря ни на что, тоже могли.

Наверное, так и было, хотя, мне казалось, в Словакии и немцы, и сами словаки хорошо поработали.

Страшноватое место :) Вы еще туда попали в очень тихий момент - там обычно толпы довольно нешуточные. Ну а уж 12ого декабря народ идет через весь город - тащит на спине серванты (в порядке умерщвления плоти). Ну а евенгелические христиане и прочие вероутступники, напротив, католиков кличут "гвадалупанами" и клянутся, что у их собаки от фейерверка по ее поводу был инфаркт.

Тут надо отметить две вещи. С одной стороны, этот культ, помимо католической религиозности является еще и националистическим символом. Мигель Идальго, говорят, кричал ей "Вива!" в момент провозглашения независимости. Это культ не только Девы Марии, но и Мексики.

С другой стороны, начиная с конца 1850х годов католицизм в Мексике проиграл несколько гражданских войн. Причем последний этап последней из этих войн - Кристиада, в конце 20х годов - был именно войной Мексики секулярной с Мексикой католической. По сути, разница между Мексикой и Испанией, до некоторой степени, в том, что тут в гражданской войне победили те, кто в Испании проиграли. Отсюда и несколько диссидентсвующий характер мексиканского католицизма. Не даром здесь так популярен покойный Иоанн Павел II. И он, в свою очередь, очень хорошо чувствовал "всегда верную Мексику". Он был здесь пять раз, и даже, вопреки настойчивому совету аббата Базилики (с типично мексиканской фамилией "Шуленбург"), утверждавшему что не гоже Церкви прославлять скорее всего несуществовавшего святого, канонизировал самого Хуана Диего. Когда в 2000ом году победивший на выборах революционный ансьен режим Висенте Фокс отметил свою победу визитом к Базилике - это был шаг возмутительный, но одновременно и заявка на свою - "контрреволюционную" версию мексиканского национализма.

Но местный католицизм все чаще проигрывает простого мексиканца своим евангелическим конкурентам. И для отступников тут именно La Virgen и есть символ коррупции католицизма. "Христиане" против "гвадалупан".

Как-то так.

Спасибо. Ну, возможно, продвинутые культурные мексиканцы и ходят в церковь меньше, не ходят совсем или идут к протестантам, но, по-моему, при нынешней структуре населения в ближайшие сотню лет ничто католицизм в качестве основной религии Мексики не вытеснит. Я просто в принципе не вижу, как это могло бы произойти.

Католицизм стремительно вытесняется именно среди беднейших слоев, среди индейцев. В Чиапасе уже сейчас только ок. 60% населения - католики, и пропорция быстро падает. Протестантов и им подобных уже больше трети населения там.

Напротив, среди "культурных" слоев формальный католицизм довольно силен. В отличие от Испании, где люди подают в суд на епархию, чтобы их крещение "признали недействительным", в Мексике таких практически не бывает. Т.е., я знаю ровно одну семью, где родители не пришли на свадьбу к сыну, потому что он ее устроил в церкви. Но там прадедушка - главный мексиканский марксист двадцатого века, это случай совсем особый. А так, даже вполне коммунистически-настроеные граждане и в церкви женятся, и детей крестят.

Спасибо, про Чиапас для меня совершенно удивительно.

  • 1