ymblanter (ymblanter) wrote,
ymblanter
ymblanter

Categories:
  • Music:

Хива — 3

29 августа 2015

Прошлую серию мы закончили на входе в медресе Мохамед-Рахим-Хана. В этой посмотрим медресе, сходим в два зала дворца Таш-Хаули, выйдем из Ичан-Калы через восточные ворота и посмотрим памятники к востоку от неё.

khiva153st

Зал Арз-Хаули (Зал закона), дворец Арз-Хаули.



Как я уже писал, в Хиве формально пара десятков музеев, в основном размещённых в зданиях бывших медресе. С одной стороны, здания таким образом находятся при деле, не пустуют и не разрушаются. С другой — это дало возможность создать совершенно экзотические музеи, как, например, зороастризма или узбекских музыкальных инструментов. Почти все их можно посетить по билету, который мы перед этим купили в западных воротах. Музей в медресе Мохамед-Рахим-Хана — большой и самый что ни на есть мэйнстримный, там выставлено декоративно-прикладное искусство, основной жанр искуства в Узбекистане. Огромное здание, одно из самых больших в Хиве, построил в 1871 году Мохамед Рахим Хан, о котором я уже напоминал — самый значительный хивинский хан. Портал, в отличие от большинства других хивинских медресе, отделан голубыми изразцами.

khiva142st

Портал медресе Мохамед-Рахим-Хана.


Внутри большое и качественное собрание, охватывающее все известные мне виды искусства — резьба по дереву, текстиль, керамика, оружие, ювелирные изделия и уже не помню что ещё. Внутренний двор медресе почему-то закрыт для посещения, и всё собрание размещено в бывших кельях. Мимо двери 1353 года я пройти просто так не мог.

khiva143st

khiva143_infost

Дверь 1353 года в медресе Мохамед-Рахим-Хана.


Посмотрев музей, мы вышли всё на ту же площадь, где я поймал неплохой ракурс минарета Тура Мурад.

khiva144st

Минарет Тура Мурад.


Дальше мы пошли на восток вдоль стены медресе и в конце концов упёрлись в серию зданий, выходящих на улицу, которую мой путеводитель называет Тошполатов. Вот типичный вид на восток (поперёк улицы). За колесом видна зубчатая ограда западной стены дворца Хаш-Таули. Туда мы ещё придём.

khiva145st

Западные ворота дворца Хаш-Таули.


А вот вид с той же точки на юг, на минарет и купол мечети Джами. Туда мы пошли уже на сладующий день.

khiva146st

Минарет мечети Джами.


На север — медресе Мохамед-Амин-Инак (1785), одно из старейших в городе. Как я понимаю, там внутри должен быть ЗАГС, после регистрации новобрачные обходят чуть не весь старый город, причём, чтобы не пересеваться, по одному маршруту в одну и ту же сторону. Когда мы там были, медресе было закрыто.

khiva147st

Медресе Мохамед-Амин-Инак.


Севернее медресе, рядом со стеной дворца Хаш-Таули, небольшая мечеть, которая в моём путеводителе не подписана. Табличка на ней сообщает, что это Уч Авлиё, 1680 года (вероятно, восстановлена, но точно не знаю). Как и почти в Хиве, молельный зал выходит непосредственно на улицу.

khiva148st

khiva150st

Мечеть Уч Авлиё.


Ну, и рядом — западные ворота огромного дворца Хаш-Таули. Они постоянно закрыты, мы нашли вход во дворец с южной стороны (а на следующий день оказалось, что у дворца два входа, ещё есть восточный специально для осмотра жилых помещений).

khiva149st

Западные ворота дворца Хаш-Таули.


Во дворце размещена небольшая краеведческая экспозиция, в основном состоящая из предметов, которые по размеру не помещаются в другие музеи, например, ханская карета или артиллерийские орудия. На неё любопытно посмотреть, но дворец в первую очередь интересен тремя внутренними дворами, два из которых доступны из южного входа. Средний, Ишрат-Хаули, служил для приёмов хана, западный, Арз-Хаули (Зал закона) — для свершения правосудия. Приговорённых тут же и выводили на казнь, идея наказания после суда, как я понимаю, для Центральной Азии тогда ещё была слишком новаторской. Оба зала полностью отделаны синими изразцами. В Ишрат-Хаули стоит высокий круглий помост, в Арз-Хаули — два низких, они как-то связаны с фунциями этих залов. Вокруг них дворец представляет лабиринт, в котором даже мне ориентироваться было непросто, тем более что многие двери намеренно сделаны низкими, чтобы люди кланялись, входя в помещение. Утверждается, что хан, Аллах Кули Хан, в 1830 году потребовал, чтобы дворец с 163 комнатами и тремя внутренними дворами построили за три года. Придворный архитектор сказал, что это невозможно, за что его посадили на кол, а его преемник разумно возражать не стал, и дворец строили восемь лет. Получилось что-то совершенно фантастическое, хотя, снимать, конечно, тяжело, да и внутренние дворы нуждаются в реставрации.

khiva151st

khiva152st

Ишрат-Хаули.


khiva154st

khiva155st

Арз-Хаули.


Когда мы вышли из дворца, увидели группу людей в каких-то архаичных костюмах. Очевидно, готовилась съёмка какого-то фильма (были люди с камерами), и это, по всей видимости, была массовка.

khiva156st

khiva157st

Массовка для неизвестного фильма.


Ещё восточнее стоит большой комплекс построенных в разное время зданий, который мы подробнее осмотрели на следующий день, а сейчас только не торопясь прошли к Восточным воротам — Палван-Дарвоза. Вот Белая Мечеть — Ак-Мечеть, 1838—1842. Мечеть замечательная, и в результате всех перестроек крепости стоит чрезвычайно удачно, так что её полностью видно от входной площадки соседнего медресе.

khiva158st

Ак-Мечеть.


От той же площадки на восток — медресе Аллах-Кули-Хан (1834). Портал украшен замечательными голубыми изразцами. Часть используется под ресторан, но, по-видимому, не всё.

khiva159st

Медресе Аллах-Кули-Хан.


Ну и, наконец, мы через восточные ворота вышли из Ичан-Калы. Вот так они выглядят изнутри.

khiva160st

Палван-Дарвоза изнутри.


А вот так — снаружи (в неудачном свете).

khiva162st

Палван-Дарвоза снаружи.


Непосредственно с востока к Ичан-Кале примыкает огромный рынок. Сначала мы думали, не купить ли нам там еды, но он уже закрывался, да и до заката было недолго, и мы решили не тратить время. Рядом некоторое количество памятников, некоторые мы смогли идентифицировать, а некоторые нет. Прямо около ворот — мечеть Саида Нияза Шеликора (1842).

khiva161st

khiva161_infost

Мечеть Саида Нияза Шеликора.


Чуть дальше — мечеть и медресе Палван-Кари (1905), с большим цилиндрическим минаретом.

khiva163st

khiva163_infost

Мечеть и медресе Палван-Кари.



Сразу за Палван-Кари справа — последний в этой серии комплекс Абдаль-Бобо. Там находится могила хорезмшаха Ациза из Гурганджа, жившего в 12 веке. Комплекс спрятан в саду, и снаружи видны мечеть и минарет, слева на фотографии виднеется мавзолей.

khiva164st

Видимо, восточный вход в Абдаль-Бобо.</i>


khiva165st

Комплекс Абдаль-Бобо.


Наконец, прямо у рынка — медресе Хусан-Мохамед (1901).

khiva166st

khiva166_infost

Медресе Хусан-Мохамед.


Дальше мы обошли рынок и отправились в сторону гостиницы. На улице Оллоберганова, идущей от рынка к северо-восточному углу Ичан-калы, стоят ещё два медресе, оба наглухо закрытые. Прямо на улице — медресе Торт-Шалбаз (1885), при котором когда-то был постоялый двор для дервишей.

khiva167st

khiva167_infost

Медресе Торт-Шалбаз.


Ещё одно — на пустыре между улицей и стеной Ичан-Калы. Возможно, это медресе Наспуруш, но мы к нему не подошли, точно я не знаю.

khiva168st

Возможно, медресе Наспуруш.


С улицы Оллоберганова мы свернули направо на Феруза, причём на углу купили воды в магазине, и в нагрузку побеседовали с продавцом и его приятелями, совсем молодыми ребятами. Один сказал, что любит путешествовать, один раз был в Турции, но, вообще, на путешествия нет денег. Феруза упирается в Эмира Тимура, на которой стоит комплекс мавзолеев Саид-Магрумджан (1884), где похоронены несколько ханов, в том числе и Мохамед Рахим II. По традиции, людей, умерших за пределами крепости, нельзя было больше вносить в крепость, и потому для этих ханов пришлось строить комплекс вне стены.

khiva169st

Комплекс Саид-Магрумджан.


Оттуда совсем уже близко до нашей гостиницы. Мы ещё прогулялись чуть на север за соком. Там стоит здание больницы, построенной уже русскими, но ещё в Хивинском ханстве. Отличный образец стиля, до сих пор жалею, что не сфотографировал. Потом мы вернулись в гостиницу, а на следующий день у нас оставалась вся южная часть Ичан-Калы.

Tags: uzbekistan
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment