ymblanter (ymblanter) wrote,
ymblanter
ymblanter

Categories:
  • Music:

Самарканд — 1

3 сентября 2015

Как я уже писал, в Самарканд мы приехали глубокой ночью на поезде из Бухары. Нас встретили и отвезли в гостиницу, которая находилась в русском городе, на улице Льва Толстого. Нам надо было сначала поменять деньги, и пока мы шли на проспект Улугбека, успели немного посмотреть русский город. С него и начнём, потом прогуляемся по окрестностям мавзолея Гур-Эмир, дойдём до площади Регистан, а сам Регистан оставим на следующую часть.

samarkand116st

Ворота мавзолея Гур-Эмир.



Валюту в Самарканде меняют на проспете Улугбека, кажется, угол с Шахруха Мирзы (сейчас не могу ни вспомнить, ни опознать на спутниковом снимке), и от нашей гостиницы туда было идти пару километров. В Самарканде огромная часть города была построена после его завоевания Россией, и до сих пор не всё ещё снесено. Характерные здания из тёмного кирпича строгой псевдорусской архитектуры чётко опознаются как колониальные. Довольно много их находится на Университетском бульваре, главной улице русского Самарканда, которая до революции называлась Абрамовским бульваром по имени губернатора Александра Абрамова. Пару таких зданий я ещё покажу в следующих частях, а мы пошли в противоложную от бульвара сторону — он ориентирован с северо-востока на юго-запад, жили мы около его юго-западного конца, а надо нам было на северо-запад. Первым делом мы нашли на улице Бабура Мирзо церковь святого Алексия, построенную в 1912 году, архитектор Смирнов. Церковь, как и полагается, из тёмного кирпича и в псевдорусском стиле, действующая.

samarkand101st

samarkand102st

samarkand103st

Алексеевская церковь.


Дальше нам нужен был польский костёл святого Иоанна Крестителя, про который известно только, что он построен до 1917 года. Архитектура всё та же псевдорусская, с некоторым тюнингом для католиков, костёл действует, но в это время был закрыт. Расположен на улице Махмуда Кашгари.

samarkand104st

samarkand105st

Костёл Иоанна Крестителя.


Ещё дальше по той же улице — армянская церковь Непорочного зачатия. Она была построена в 1903 году, потом с ней после революции что-то случилось, и в 1995 году она была то ли восстановлена, то ли построена с нуля, я так и не понял.

samarkand106st

samarkand107st

Церковь Непорочного зачатия.


Почти напротив неё, на углу с улицей Фирдоуси, бывшее здание бынка, сейчас занятое каким-то университетом.

samarkand108st

Банк.


Ну и, наконец, на северной стороне Почтовой улицы какой-то хорошо отреставрированный комплекс зданий, кажется, как раз бывшей почты.

samarkand109st

Почтовая улица.


Обмен валюты прошёл почти без осложнений. Мне предложили курс чуть ниже, чем тот, на что я рассчитывал (кажется, 48 вместо 50), пытались дать на две 5000 бумажки меньше, а потом ещё и неверно посчитать сумму, но, когда я это обнаружил, без вопросов выдали остаток. Суммы нам хватило до конца путешествия. После обмена мы пошли по Улугбека в сторону центра (в обратную сторону проспект идёт к железнодорожному вокзалу). Он упирается в огромную площадь Коксарай со зданием областной администрации, в ту же площадь упирается и Университетский бульвар, и, разобравшись, где что, мы вышли на Регистанскую улицу. С южной её стороны разбит парк, за которым виден зелёный купол мавзолея Гур-Эмир, а первым историческим зданием, к которому мы вышли, был мавзолей Рухабад.

Рухабад был построен в 1380 году по личному распоряжению Тамерлана над уже существовавшей могилой богослова Бурханеддина Сагарджи. Сагарджи был полулегендарной фигурой, с которой связывается распространение ислама в Туркестане — распространился он по-видимому, после монгольского завоевания, когда государство Чингисхана было таким большим, что не имело ни малейшего смысла вводить единую государственную религию, а сыновья и наследники Чингисхана выбирали во вверенным им улусах ту религию, которую, как им казалось, будет удобнее для управления этих территорий. Вроде бы Сагарджи завещал похоронить себя в Самарканде, но датировки захоронения различаются на полторы сотни лет. Сам мавзолей, хотя и не украшен характерными для Самарканда синими и зелёными изразцами (кроме двух небольших поясов), интересен тем, что у него нет входного портала, и все три входа в него равнозначны.

samarkand110st

samarkand111st

Мавзолей Рухабад.


За мавзолеем в 1880-е годы была построена квартальная мечеть, которая также называется Рухабад. Там также было медресе, от которого сохранилась лишь ограда с двумя изящными башенками.

samarkand112st

samarkand113st

Мечеть и медресе Рухабад.


Рядом стилизованное под средние века современное здание — в Узбекистане любят и умеют так стилизовать.

samarkand114st

Гостиница Султан.


А ещё чуть дальше стоит мавзолей Гур-Эмир, усыпальница Тамерлана и членов его семьи, одно из самых известных зданий центральной Азии. Вот как оно выглядит полностью.

samarkand115st

Мавзолей Гур-Эмир.


Гур-Эмир был срочно построен в 1403—1404 годах. Строительство начал сам Тамерлан, когда умер его внук и наследник Мухаммад Султан. В 1404 году мавзолей достроили и похоронили в нём Мухаммад Султана, а в 1405 году умер и сам Тамерлан, и получилось, что он сам построил себе усыпальницу — высотой около 30 метров, с огромным характерным сине-зелёным куполом. Купол стоит на восьмиграннике, который почти ниоткуда не видно, и к нему ведут отдельные ворота, показанные на заглавном кадре. Вот они же с другой стороны.

samarkand117st

Ворота мавзолея Гур-Эмир.


Вот один из входов.

samarkand118st

Вход.


А вот как всё это выглядит изнутри — снимать там по понятным причинам тяжело, и я сфотографировал только самое необходимое. Кроме самого Тамерлана и Мухаммад Султана, в Гур-Эимре похоронены также сыновья и наследники Тамерлана Миран-Шах и Шахрух, внук Улугбек (сын и наследник Шахруха), ещё некоторое количество тимуридов, и есть даже одно захоронение, о котором вообще ничего не известно.

samarkand119st

samarkand120st

samarkand121st

samarkand122st

Интерьеры Гур-Эмира.


Когда выходишь из мавзолея, надо обойти его с другой стороны, и оттуда как раз и видно этот восьмигранник, закрытый от зрителей со всех сторон, кроме западной.

samarkand123st

samarkand124st

Мавзолей Гур-Эмир.


А непосредственно восточнее Гур-Эмира начинаются махалли. Там тоже есть на что посмотреть, при этом туристы сюда, как правило, не доходят. Вот прямо через стены от Гур-Эмира мавзолей Аксарай, построенный непонятно когда в XV веке, непонятно кем, и непонятно для кого. Похоронены в нём были какие-то тимуриды. Форма довольно простая, однокупольная. Вроде бы Аксарай бывает открыт для туристов, но при нас был закрыт.

samarkand125st

Мавзолей Аксарай.


Вот вид от Аксарая через стену на Гур-Эмир.

samarkand126st

Мавзолей Гур-Эмир.


А если от ворот не сворачивать к Аксараю направо, а пройти дальше прямо переулками махаллей, выходишь к мечети Ходжи Имама XIX века. Она требует ремонта, но это вполне добротная традиционная среднеазиатская мечеть с открытым айваном и одной колонной. Кто такой Ходжа Имам, не знаю.

samarkand127st

samarkand127_infost

Мечеть Ходжи Имама.


Там же мы на улице купили самаркандский лаваш — круглый тёплый хлеб с чёрным тмином. Цена в полторы тысячи, которую мне назвала продавщица, показалась мне большой, и я спросил, не отдаст ли она лаваш за тысячу, после чего она отдала мне его бесплатно, и, несмотря ни на какие мои уговоры, денег не взяла. Лаваш мы уничтожили довольно быстро, после чего пошли по улице Регистан к одноимённой площади. Первым слева появляется медресе Улугбека. отделённое, впрочем, от улицы высоким забором.

samarkand128st

Медресе Улугбека.


Забор поставлен, чтобы в комплекс заходили не со стороны улицы, а со стороны Чорсу, о чём я ещё расскажу. Одновременно этим уничтожили возможность фотографирования всего ансамбля без покупки билета — основная точка, с которой видно входные порталы всех трёх медресе, оказалась за забором. А мы перешли улицу, и подошли к стоящему прямо напротив регистанского ансамбля медресе Дусматбой (если я правильно дешифровал табличку по-узбекски), в котором должен быть расположен музей-студия художника Рашида Тимурова. На следующий день мы уезжали оттуда в Шахрисабз.

samarkand129st

samarkand129_infost

Медресе Дусматбой.


А потом, как полагается, мы обратно перешли Регистанскую улицу и пошли искать вход в комплекс. Об этом в следующий раз.

Tags: uzbekistan
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments