Юрмала и Рига
ymblanter

31 июля 2018

Ночевали мы в Риге, во вторник мы уехали в Юрмалу встретиться с Юрой Б., которого я к тому моменту не видел три года как, а на следующий день мы немного погуляли по Риге (из которой я в основном покажу медведей) и уехали в Таллин. Через неделю мы снова попали в Ригу, и это я потом покажу отдельно.

jurmala5st

Река Лиелупе.

В Юрмале я был ровно один раз, несколько часов, когда ещё учился в школе. Мы приехали и уехали на электричке, и я видел и запомнил только что железная дорога идёт вдоль берега, и от любой станции минут за пять-десять доходишь до пляжа, а больше ничего особенного в городе нет. Это, разумеется, не совсем так — например, в городе полно всякого деревянного модерна — но в этот раз ходить его смотреть мы не собирались, и основным вариантом было доехать до национального парка Кемеру, который начинается прямо на западе Юрмалы, и погулять по нему, но из-за торфяных пожаров пришлось этот вариант отменить. В результате после обеда мы съездили посмотреть музей под открытым небом в Буллюциемсе, самой восточной части Юрмалы. Осмотра там где-то на полчаса, бывший дом рыбака с подсобными зданиями и всякими соответствующей параферналией типа лодок, сетей и якорей. Место довольно приятное, так как всё это находится прямо в сосновом лесу, но не более того.

jurmala1st

jurmala2st

jurmala3st

Музей под открытым небом.

Буллюциемс зажат между Рижским заливом и рекой Лиелупе. Если от музея пройти по тропе по лесу метров триста на северо-запад, можно выйти на залив — причём вдоль всего берега залива, как минимум в пределах Юрмалы, идёт широкая полоса пляжа, и в этих местах он должен даже летом быть практически пустым. Мне, однако, хотелось посмотреть на Лиелупе. Триста метров ходьбы в противоположную сторону, на юго-восток, по застройке, приводят в яхт-клуб, откуда река видна, хотя и не очень хорошо — прямо около яхт-клуба расположены два небольших острова, закрывающие основное русло. Заглавная фотография снята именно оттуда, вот ещё две. Тростник около островов, берег с деревьями за основным руслом.

jurmala4st

jurmala6st

Река Лиелупе.

По карте у нас получалось, что от яхт-клуба до устья Лиелупе (в этом месте пляж поворачивает под острым углом вдоль реки и довольно быстро заканчивается) около километра по асфальтовой дороге. Может, это и так, но дорога почти сразу перегорожена забором с закрытыми воторами, и никакой информации о часах работы там нет — вероятно, это просто огороженная частная территория. Скорее всего, на стрелку можно-таки пройти по пляжу, но для этого нам пришлось бы вернуться к музею и сделать большой крюк — в другой ситуации я бы так и поступил, а тут мы решили просто уехать обратно в центр.

С утра у нас было где-то полдня в Риге, и я решил сходить в художественный музей — в Риге я был много раз, но последний в 1990 году, и с тех пор он должен был существенно измениться. Мы оставили машину на стоянке недалеко от центра, и вышли на Домскую площадь. На ней в это время проходила выставка медведей United Buddy Bears. Это довольно известный проект, существующий в 2001 года, когда скульпторов из разных стран попросили сделать фигуры медведей с поднятыми руками. Сейчас на выставке около двухсот фигур, почти из всех стран мира, на одном месте они стоят по нескольку месяцев. Например, в Ригу выставка приехала из Берлина, провела там два месяца и уехала в Гватемалу. Вот ссылка на сайт проекта: <aref="https://www.buddy-baer.com/">Buddy bears</a>. Медведи симпатичные, хотя всех, конечно, я не стал снимать. На гондурасском медведе изображён календарь майя и символы из Копана, одного из крупнейших городов майя.

riga101st

Художник Эзекиель Падийя Аеста, Гондурас.

Гвинейский медведь должена напоминать о том, что истоки крупнейших западноафриканских рек — Нигера, Сенегала и Гамбии — находятся в Гвинее.

riga102st

Мохамед Нана Каба, Гвинея.

На габонском медведе изображён музыкальный инструмент мвет, традиционный инструмент народа фанг.

riga103st

Мишель Нзе, Габон.

Сообщение медведя из Доминиканской Республики менее тривиально: синий цвет символизирует чувствительное и интенсивное эмоциональное состояние доминиканского народа.

riga104st

Амадо Мело, Доминиканская Республика.

На боливийском медведе изображён традиционный танец диаблада, где танцоры замаскированы под демонов. Справа на той же фотографии боснийский медведь в традиционном костюме, на который нанесены некоторые символы Боснии и Герцеговины, например, на паху мост в Мостаре.

riga105st

Рене Кадена Аяла, Боливия и Кемаль Сосо, Босния и Герцеговина.

На монгольском медведе (слева) белый цвет изображает космос, и, действительно, нарисованы небесные тела, посередине какое-то чёрное чудовище, а в левой руке сыр. Стоящего радом мозамбикского медведя зовут Мать Маконде, и она изображает жизнь, мир, свободу и толерантность.

riga106st

Тугулдур Ёндомъянц и Цацрал Цегмед, Монголия и Ливиу ди Мораиш, Мозамбик.

Бирманский (мьянманский) медведь показывает какие-то символические фигуры, с которыми я не смог разобраться.

riga107st

Ко Ко Латт, Мьянма.

Медведь из Мали сделан на темы догонской культуры, в частности, на передних лапах изображён первый догон, Канага.

riga108st

Умар Камара, Мали.

Казахский медведь должен выражать чувство пространства, но как именно, я не понял.

riga109st

Лейла Махат, Казахстан.

И, наконец, последний медведь, которого я сфотографировал — из Замбии — символизирует сельскохозяйственный характер экономики Замбии, а на животе помещён герб страны.

riga110st

Джеймс Зимба, Замбия.

Ну и, естественно, никто не убирал с Домской площади Домский собор, хотя внутрь мы сходили только через неделю.

riga111st

Медведи и Домский собор.

По дороге к музею мы зашли в довольно большой книжный магазин. Не то чтобы я ожидал там увидеть что-то необычное, но мне было интересно, какая вообще ситуация с книгоизданием в Латвии. С обычными предостережениями (выборка из одного магазина, пусть большого и в Риге, может не быть репрезентативной, и распространение какой-то литературы вообще может идти мимо магазинов), увидел я там вот что. Магазин поделен на две части, русскую и латышскую, географически разделённых и с двумя кассами. (Кажется, там был небольшой отдел английской литературы, точно уже не помню). В русской части почти все книги (99%, или 99.9%) российских издательств, то есть в точности то же самое, что и в Москве. Остальные доли процента попадают на официальную литературу — типа книги бывшего президента или премьер-министра Латвии, переведённой на русский. Таких книг было две или три. Абсолютно никакой другой переводной литературы с латышского я не видел. Соответственно, если эта ситуация хоть сколько-то отражает реальность, никакого культурного пересечения между латышской и русской общинами нет.

В музее, разумеется, русский вообще не используется, только латышский и английский. Музей довольно хороший, и тут только искусство Латвии, начиная с прибалтийских немцев и заканчивая нашими днями (иностранное искусство тоже есть, но для него существует другой музей). В качестве бонуса можно выйти на крышу, с которой отличные виды (один из которых, естественно, будет против солнца). Вот на юг с церковью святого Петра в качестве доминанты.

riga112st

Церковь святого Петра.

На запад и север — дома на улице Кришьяна Вальдемара.

riga113st

riga114st

Улица Кришьяна Вальдемара.

И на юго-восток — православный собор. Это против солнца, и я специально убрал цвета.

riga115st

Рождественский собор.

В музее я почти не фотографировал, но мимо этой картины пройти не смог.

riga116st

riga116_infost

Янис Винкелис, Испанский пехотинец убивает предателей.

На нижнем этаже музея проходила большая выставка Иманта Тиллера (Imants Tillers), австралийского художника латвийского происхождения. Это панно довольно репрезентативно, по крайней мере в отношении всего, что было на выставке, а сфотографировал я его ради идеи, изложенной в правом нижнем углу — We have decided not to die.

riga117st

riga117_infost

Панно Иманта Тиллера.

В следующей серии Таллин.

Tags:

• 1
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Животные.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Tu pats esi dzīvnieks! :))

Ох, ну что ж тут комментировать. Только лайкать.